Охочее

Слобода Охочанской волости Змиевского уезда Харьковской губернии. Основано после постройки Украинской линии как однодворческая слобода Орловского полка. Заселяться однодворцами начала не позднее 1734 года. Название получило из-за охотного заселения. Население на 2001 год - 1704 человека.

По данным Филарета село основано около 1686 года как сторожевой городок Сумского полка, который вскоре сожгли татары и около 1712 года в селе были поселены боярские дети. По его мнению по этой причине село называют Староохочей, поскольку оно было основано задолго до соседних слобод. Но пока долинейному происхождению Охочей подтверждения нет, к тому же это территория Харьковского полка, а не Сумского. Также можно отождествить упоминаемый Филаретом сторожевой городок с Бахтинским сторожевым городком, который находился возле Охочей и вероятнее всего был построен как городок Изюмской черты. Так что пока современная история Охочей начинается с 1734 года, когда в ней начали селиться однодворцы.

Во 2-й ревизии, на картах 1760-х годов и в дневнике Гильденштедта Охочая называется Староохочей, из чего следует, что либо слобода была основана задолго до соседних и возможно до Линии, тем самым подтверждая версию Филарета, либо где-то должна быть Новоохочая слобода (как в случае к примеру с Новой и Старой Водолагой). Новой Охочей на Линии обнаружено не было, но в той же 2-й ревизии есть две слободы: "при крепости святого Михаила слободы охочей" и "при крепости святого Алексея охочей слободы". Как территориально, так и административно эти слободы находятся далеко от Староохочей и вряд ли к ней относятся. Судя по всему так назвали Михайловку и Алексеевку, а слово "охочая" тут скорее как прилагательное, либо уже как прилагательное переходящее в название. Если Михайловку и Алексеевку в начале какое-то время называли "охочими слободами", то вполне понятно почему слободу Орловского полка назвали Староохочей, она начала заселяться с 1734 года, а Михайловка и Алексеевка с 1746 и 1744 года соответственно. В свою очередь слободы при Михайловской и Алексеевской крепости могли получить название "охочие" из-за того что это единственные две прикрепостные слободы, которые были основаны не на месте изначально построенных прикрепостных поселений, а в стороне от них, поближе к рекам, т.е. народ селился туда охотнее.

Выходцами из Охочей было основано несколько хуторов. Один из них - хутор Росляков (Кленовый) Охочанской волости. Впервые появляется на Трёхвёрстке Шуберта в 1860-х годах, в 1870-х годах встречается в метрических книгах Троицкой церкви села Охочего. Первыми поселенцами был Росляков Михей Фомич с семьёй. В хуторе известны такие топонимы как Горшовщина, Козловщина, Гудковщина и Росляков шлях. В 1909 году в хуторе уже жила 31 семья (192 жителя).

В 1864 году в казённой слободе Охочая (Охочее), Змиевского уезда Харьковской губернии, было 490 дворов и 3704 жителей, 1810 мужского и 1894 женского пола. В слободе была православная церковь.


 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Карты
  2. Историко-статистическое описание Харьковской епархии. 1852-57 года
  3. Дневникъ путешествія по Слободско-украинской губерніи академика Гильденштедта. 1774 год
  4. Генеалогические документы


 

КАРТЫ

 Село Охочее на Google Maps

 Село Охочее на военно-топографической карте Шуберта 1860-х годов

Координаты:
  • Широта: 49°33′19″N (49.555327)
  • Долгота: 36°2′4″E (36.034328)


 

ИСТОРИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ХАРЬКОВСКОЙ ЕПАРХИИ. ФИЛАРЕТ (Д. Г. ГУМИЛЕВСКИЙ)

ОХОЧАЯ

 

Охочая – при вершине р. Берестовой, в 25 верстах от Алексеевской на запад, в 60-ти от Харькова. 

По Чугуевской переписке 1686 года видим, что на вершине р. Берестовой был тогда сторожевой городок Сумского полка, где жили казаки, наблюдавшие за движением татар, проходивших обыкновенно здесь в Россию Мурафским шляхом; по той-же переписке видим, что этот городок тогда созжен был татарами. Вероятно, вскоре после того времени, для той же цели поселены были здесь боярские дети, или, что тоже, однодворцы, которые потом вошли в состав линейного войска. Такая давность основания Охочей и была причиной того, что Охочую называли Старой Охочей, т. е. старой в сравнении с Алексеевской, Бишкинями и поселениями по р. Орели.

В 1747 году признано было нужным распространить старый храм Св. Тройцы, построенный в 1712 г., и в 1748 г. выдан был антиминс, освященный Святителем Иосафом Горленком, с такою надписью: «в село Охочее, иже есть на линии, в храм Святыя Тройцы». Каменный храм во имя Тройцы, с такою же колокольней построен в 1813 г. Из благотворителй, участвовавших в построении этого храма, особенно оказал старание волостной голова, мещанин города Змиева, Илья Федоров Чурилов.

Церковной земли при храме 66 десятин.

Благодеяния Божии явлены были в прошедших 1847, 1848 и 1849 годах: когда во всей окружности падали тысячи жертв от холеры и цынготной болезни: в этом селении умерло не более 20 душ.

Число православных:

  • в 1790 г. 1730 муж., 1853 жен.;
  • в 1810 г. 1772 муж., 1968 жен.;
  • в 1830 г. 1804 муж., 1944 жен.;
  • в 1850 г. 1683 муж., 1840 жен. душ.

Материалы из рукописей Филарета:

[Перед последним абзацем раздела: ]

[Зачеркнуто: К числу достопамятностей можно отнести существование] Не излишне упомянуть, что существует в этом селении еще с 1740 года секты беспоповщинской, которая в последствии, преобразовываемая учителями, зашедшими сюда из Бешкина и села Борового, преобразовалась в ква- // керство, вынудила местное начальство употребить особые меры. Духоборцы лет за 60 тому назад высланы были отсюда на Молочные воды. Укрывшиеся от внимания начальства сектанты оставались с прежними заблуждениями в мыслях и сердце: но, не имея руководителей, они не могли удержать и мыслей прежних учителей, и стали называться просто беспоповцами старых обрядов; при их холодности и даже отвращении к святой Церкви, бродягам и беглецам села Борового, зараженным заблуждениями раскола, не трудно было [зачеркнуто: перекрестить] обратить их в полных раскольников. Заботливое начальство, обратив на это внимание, преграждало пути обманщикам, и в настоящее время поставило их в такое положение, что они не имеют, по крайней мере, возможности соблазнять мало сведущих и распространять далее свой раскол. // По исповедным росписям оказывается в Охочем следующее число непричащавшихся св. евхаристии по суеверию: в 1826 году 111 человек, в 1830 году 120, в 1835 году 138 человек, в 1840 году 128, в 1845 году 105 че ловек. С 1840 – 1848 года возвращено к православию 14 человек.

Число православных:

  • в 1790 году – 1730 д[уш] м[ужских], 1853 ж[енские];
  • в 1810 году – 1772 д. м., 1968 ж.;
  • в 1830 году – 1804 м., 1944 ж.,
  • в 1850 году – 1683 м., 1830 ж.д.


 

ДНЕВНИКЪ ПУТЕШЕСТВІЯ ПО СЛОБОДСКО-УКРАИНСКОЙ ГУБЕРНІИ АКАДЕМИКА ГИЛЬДЕНШТЕДТА

На источникѣ Берестовой, въ 7 вер. выше Лѣнивки, лежитъ большая однодворческая слобода Старо-Охочая (Staro-Ochotschnа); въ ней считается 942 души мужескаго пола. Оба берега Берестовой (я теперь ее всю проѣхалъ) возвышаются на 20 саж.; они состоятъ изъ обыкновенной желтоватой щелочной глины, покрытой хорошимъ черноземомъ; песчаныя мѣста встрѣчаются рѣдко.

***

Изъ Западенки мы проѣхали 12 верстъ на западъ отъ балки рѣчки Гомольши до однодворческой сдободы Старо-Охочей, лежащей у источника рѣки Берестовой и отстоящей отъ Новаго Бишкиня на 25 верстъ. На паровыхъ поляхъ въ окрестностяхъ этой слободы по разсказамъ растетъ много Galeopsis Ladanum, котораго я впрочемъ не замѣтилъ. Во время нашего проѣзда здѣшніе жители были заняты стрижкой овецъ. Однодворцы стригутъ овецъ два раза въ годъ—весной и осенью, малороссіяне же всего разъ въ годъ—весной. Шерсть осенней стрижки считается лучше шерсти весенней стрижки; изъ послѣдней приготовляется только плохая, жесткая, тонкая камлотовая матерія, употребляемая на женскую одежду; изъ первой выдѣлывается хорошее, мягкое сукно, идущее на мужскую одежду. Малороссійская шерсть непрочна и жестка, потому что, оставаясь на овцахъ круглый годъ, сильно пачкается, а зимой портится отъ мороза. Малороссіяне осенью не стригутъ овецъ, вслѣдствіе того, что у нихъ овцы и зиму проводятъ въ отрытомъ полѣ; если бы ихъ стригли осенью, то онѣ гибли бы отъ холода. Хорошую, тонкую шерсть можно получить только въ томъ случаѣ, если зимой кормить овецъ въ хлѣвахъ. Въ Малороссіи достоенъ похвалы тотъ обычай, что овецъ не доятъ; все молоко идетъ ягнятамъ; благодаря этому овцы выростаютъ здоровыми и крѣпкими. Этотъ же обычай соблюдается и относительно рогатаго скота; телятъ не поятъ, а они сами сосутъ корову въ теченіе полугода или болѣе; отъ коровы же въ это время берется молока очень мало. Вслѣдствіе этого въ Малороссіи приготовляется мало сыру и масла; за то рогатый скотъ достигаетъ значительныхъ размѣровъ и огромной силы; въ другихъ же мѣстностяхъ, гдѣ телятъ поятъ молокомъ или черезъ 6 недѣль совсѣмъ отучиваютъ отъ молока, скотъ бываетъ гораздо мельче. Молоко, особенно парное, имѣетъ болѣе питательную и укрѣпляющую силу, чѣмъ какой бы то ни было другой кормъ. Около слободы Старо-Охочей устроено 15 вѣтряныхъ мельницъ. 

6-го сентября. Выѣхавъ утромъ изъ Старо-Охочей и проѣхавъ 7 верстъ на NW, мы достигли начала балки Гуляй-поля, впадающей въ рѣку Жгунъ, на которой на нѣсколько верстъ ниже вправо отъ дороги лежитъ владѣльческая слобода того же имени, называемая также Коссы (Kossy). Проѣхавъ еще версту, мы достигли землянаго вала, ровъ котораго обращенъ на югъ. Этотъ земляной валъ защищаетъ открытыя мѣста, находящіяся между поросшими густымъ лѣсомъ балками; онъ тянется отъ источника рѣки Водолаги до рѣки Мжи, до окрестностей Морефы и, такимъ образомъ, замыкаетъ уголъ между рѣками Водолагой и Мжею. Отъ вала мы ѣхали еще 10 верстъ по возвышенности параллельно рѣчкѣ Водолагѣ до слободы Новыхъ Водолагъ. Въ 5-ти верстахъ вправо отъ дороги показалась балка рѣчки Жгуна, впадающей въ Вододагу; какъ эта балка, такъ и балка рѣчки Водолаги покрыта большимъ и густымъ лиственнымъ лѣсомъ, въ которомъ преобладаютъ дубы. На рѣчкѣ Жгунѣ лежитъ слобода Борки или Бирки, состоящая приблизительно изъ 200 хатъ, и кромѣ нея еще нѣсколько меньшихъ слободъ, принадлежащихъ роду Куликовскихъ. 


 

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

ЦИФРОВЫЕ КОПИИ ДОКУМЕНТОВ

Ревізскія сказки: 1795, 1811, 1816, 1835, 1850, 1858
Другія переписи: 1798, 1798, 1798, 1799, 1816
Исповѣдныя росписи: 1768, 1771, 1773, 1775, 1798, 1840

СПИСКИ ФАМИЛИЙ

1748 годъ: списокъ фамілій выбывшихъ однодворцевъ поселённыхъ при Украинской лініи.
1850 годъ: списокъ фамілій однодворцевъ, войсковыхъ обывателей, солдатъ и однодворческихъ крестьянъ изъ 9-й ревізіи.
1858 годъ: списокъ фамілій государственныхъ крестьянъ, войсковыхъ обывателей, однодворческихъ крестьянъ, отставныхъ солдатъ изъ 10-й ревізіи.

РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ

(отекстованные)
1748 годъ: 2-я ревізская сказка однодворцевъ поселённыхъ при Украинской лініи (выбывшіе).

МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ

(отекстованные)
1793 годъ: метріческая книга Охочаго.

ХУТОР РОСЛЯКОВ

ЦИФРОВЫЕ КОПИИ ДОКУМЕНТОВ

Исповѣдныя росписи: 1909

СПИСКИ ФАМИЛИЙ

1909 годъ: списокъ фамілій крестьянъ изъ исповѣдной росписи.

См. также:

 

Последнее изменение: Суббота, 13 марта 2021 18:50

ukrainianline.info

Всё объ УКРАИНСКОЙ ЛІНІИ въ одномъ мѣстѣ. Сайтъ работаетъ съ декабря 2015 года, наполняется матеріалами найденными въ Інтернетѣ и въ архівахъ Харькова, Кіева, Екатерінослава, Полтавы и Москвы.

VK Телеграмъ Форумъ ВГД

Содержимое доступно на условіяхъ ліцензіи Creative Commons «Attribution» («Аттрібуція») 4.0 Всемірная.

Составъ лініи

Інфωрмація

Списки

Услуги

Яндекс.Метрика